ООО «Юридическая фирма «Ваш консультант»
8 (863) 301-80-80
8 800 700 54 34
На главную
Написать письмо
Шапка
Официальный представитель в РО
ООО «Юридическая фирма «Ваш консультант»
Налоговое планирование
Фото 8

Театр Асмолова. Ростов-на-Дону (открытка из личной коллекции Владимира Вакало).

В 1864 году появился второй в истории Ростова Гайрабетовский театр, который находился на месте нынешнего здания городской думы. Это было двухэтажное деревянное здание, больше похожее на сарай. Рядом с ним располагались заезжие цирки, зверинцы, стояли армянские лавочки. Город рос и развивался, и ему требовалось новое здание театра, разрешение на строительство которого никто не мог получить. А связано это с тем, что владельцы Гайрабетовского театра имели влиятельных покровителей в городской думе и были озабочены тем, чтобы в городе не появлялось другого театрального здания, которое могло бы составить по размерам зала достойную ему конкуренцию.

Но в 1882 году владелец крупнейшей табачной фабрики В. И. Асмолов получил от городской думы Ростова разрешение на строительство "концертного зало" на участке собственной земли на Таганрогском проспекте (ныне проспект Буденновский). Владимир Иванович с асмоловской фирменной хваткой взялся за работу. Для реализации проекта был приглашен академик В. О. Шервуд, автор исторического музея на Красной Площади Москвы. Уже 19 октября 1883 года, в пушкинскую "лицейскую годовщину", в Асмоловском театре в первый раз открылся занавес.

За 38 лет Асмоловский театр вывел новую человеческую особь - ростовца-театрала, размножил его до такой численности, что стало возможно говорить о ростовской театральной публике, сделал Ростов театральным городом. Несмотря на то, что строились театры большей вместимости (Машонкинский театр вмещал 1300 зрителей, Асмоловский - около тысячи) он всегда оставался первым и главным.

Асмоловский театр имел трехъярусный фасад, увенчанный двумя декоративными шатровыми башнями. Праздничность, веселость ему придавала прихотливая композиция на фасаде проемов разного вида, многочисленных кокошников, наличников, розеток, кронштейнов, вставок. По праву можно было считать это здание одним из самым красивых в городе.

Фото 8

Один из ранних снимков Асмоловского театра. Виден, демонтированный позже, каменный балкон. (открытка из личной коллекции Вакало В. А.).

На ранних фотографиях можно увидеть красивейший каменный балкон, который позже был заменен на кованый железный навес. В чем причина такой неравноправной замены, в документах не указано. Возможно, причиной стали его массивные опоры, которые занимали пространство пешеходной части тротуара.

Фото 8

План Асмоловского театра. Источник: http://pavel-rostovtsev.ru/rostov-vchera-seg/3529/

Фото 8

Сцена и зрительный зал Асмоловского театра. Источник: http://pavel-rostovtsev.ru/rostov-vchera-seg/3529/

В 1894 году на роль режиссёра был приглашен Николай Синельников — в то время очень известный театральный деятель и прекрасный актер. Вот что он пишет в своих мемуарах:

В 1894 г. я получил предложение от В. И. Асмолова арендовать принадлежавший ему театр в Ростове-на-Дону... Первый год моей новой деятельности оказался необычайно труден. Предыдущие ростовские антрепренеры, увлекшись сборами, которые делала опера и оперетта, как и 10 лет назад, держали драму в загоне. Драматические спектакли были из рук вон плохи, и публика, понятно, их не посещала. Составилось мнение, что драма - это скучно, плохо. Мне досталось наследие, с которым надо было упорно бороться, победить буквально враждебное отношение к драме и заставить ростовское общество признать ее. Несмотря на демонстративную непосещаемость моего театра, я, окружив себя хорошей труппой, ставил хорошо разыгранные, хорошие пьесы. Первый сезон кончился большим убытком. Несмотря на плохие материальные результаты, я, пополнив труппу хорошими актерами, энергично подготовлялся к следующему сезону.

Фото 8

Н. Н. Синельников. Портрет работы М. Лещинского, 1910-е. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Синельников,_Николай_Николаевич

Синельников твердо решил возродить жанр драмы, и ко второму сезону было решено ставить «Гамлета». Раньше было 3-4 репетиции, текст подсказывал суфлер, герои не взаимодействовали друг с другом – они просто выходили в центр сцены на своей реплике, а по ее завершению, уходили обратно в тень. Под руководством Синельникова процесс подготовки претерпел кардинальные изменения:

Накануне сезона 1895/96 г. мы подготовлялись к «Гамлету». Собирали историко-литературные материалы, читали много книг, смотрели рисунки, хотели вырвать с корнем рутину и, насколько хватит сил и умения, показать «Гамлета» по-новому. Но все время нас тревожило опасение: а что если мы поставим «Гамлета», и он пройдет так же незаметно, как проходило большинство спектаклей прошлого сезона?
Успех превзошел все наши ожидания... «Гамлет» прошел 15 раз - небывалое явление для того времени, когда спектакли повторялись не более двух раз. Хорошее исполнение ролей, прекрасные декорации, костюмы, мизансцены, музыка Чайковского, новый перевод (Гнедича) - все это в общем произвело решающее впечатление. «Гамлет» завлек зрителя и на следующие, хорошо разученные и сыгранные спектакли...

После оглушительного успеха «Гамлета» ростовцы полюбили драму, и понеслось: "Ревизор", "Горе от ума", «Братья Карамазовы“, "Преступление и наказание", "Мещане", "На дне", "Дворянское гнездо", "Вишневый сад", "Три сестры" и многие другие великолепные спектакли. Фактически вся русская и много европейской драматической и оперной классики прошла перед очами Ростова на сцене Асмоловского театра.

Фото 8

Драматическая группа Н.Н. Синельникована гастролях в летнем театре Екатеринодар, 1910 г. Источник: http://www.myekaterinodar.ru/pic/cards/t800/ekaterinodar-ekaterinodar-letniiy-teatr-1910-god-drammaticheskaya-gruppa-n-n-sinelnikova.jpg

В один из понедельников Синельников поставил «Свои люди - сочтемся» и сделал дешевые билеты, что стало причиной переполненного сбора. Прекрасная игра актеров покорила зрителей, и уже на следующий день к нему посыпались письма с просьбой повторить спектакль. Он повторил – опять переполненная касса. С тех пор он начал практиковать общедоступники постоянно. Слух о таком успехе облетел всю провинцию, и понедельники по дешевке привились повсеместно.

В 1897 году Синельников первым ставит пьесу Чехова «Дядя Ваня». В мемуарах он вспоминает:

Как-то я остановился у витрины книжного магазина. Читаю названия выставленных в окне книг. «Дядя Ваня» - Чехов. Покупаю. Прочитал. Собрал товарищей. Ставлю. Дядя - Шувалов, доктор - Самойлов Павел, профессор - Глюске-Добровольский, Вафля - Петровский, няня - Блюменталь-Тамарина, Соня - Синельникова, жена профессора - Юрьева. Публика в восторге, овации мне, труппе. Крики: телеграмму автору! Составили, послали в Ялту.
Это происходило в 1897 г., когда Антон Павлович еще не был популярен как драматург. Чехов, получив телеграмму, запрашивает письмом местного-адвоката Волькенштейна, товарища по Таганрогской гимназии, просит объяснения телеграммы. В то время пьесы ставили без особого разрешения автора, и Антон Павлович не подозревал, что «Дядю Ваню» где-то играют. Возможно, что наша постановка этой пьесы была первой в России.

Сам Асмолов вначале очень любил своё детище и даже держал антрепризу в сезоне 1886-1887 года, честно говоря, не совсем удачно. С возрастом, устав от дел и болезней, он поостыл к театру и в 1910 продал его. Новыми хозяевами стали присяжный поверенный Лев Филиппович Волкенштейн (соученик А. П. Чехова по таганрогской гимназии и его хороший друг) и Иосиф Моисеевич Файн, потомственный почетный гражданин, представитель бельгийского акционерного общества «Трамвай» в Ростове-на-Дону. Содружество двух театралов и в то же время деловых людей дало новый импульс театральной жизни города.

Асмоловский театр всегда привлекал организаторов всякого рода торжеств, митингов и демонстраций. Здесь и сыпали листовки "Долой самодержавие!" с балкона на спектакле "Да здравствует Максим Горький!", и казачьи трехдюймовки выкатывали напротив парадного входа в 1905, когда полицмейстеру все не удавалось закрыть разгоревшийся в театре митинг.

Привычная, счастливая жизнь закончилась с началом революции 1917 года. А в 1918 году решением казачьего круга театр упразднили. «За ненадобностью».

Фото 8

Асмоловский театр (правее четырехэтажное здание клуба общества приказчиков, ныне Дом Офицеров, за перекрестком видно торговый дом Г. Г. Пустовойтова, сейчас в нем располагается ЦУМ) Источник: http://pavel-rostovtsev.ru/upload/information_system_23/3/5/2/item_3529/information_items_property_3575.jpg

С приходом Красной армии жизнь театра возродилась. Режиссером позвали знаменитого и в правительственных кругах Синельникова, и в январе 1920 года на сцене прошел первый советский спектакль «Красная правда». 17 марта театр национализирован. Театр переименовали — теперь он носил имя народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. 12 апреля состоялось открытие «нового театра». Но уже в ночь на 28 ноября здание охватило пламя. В пожаре сгорели все декорации, реквизит, костюмы, а также личные вещи актеров. Официальной версией пожара была признана злобная реакция контрреволюционных элементов. Труппу Синельникова переселили в соседний «Дом приказчика», сцена там была, но крайне маленькая, не соответствующая размаху постановок. А город привык к театральной жизни — многогранной и полноценной.

И только через 8 лет, в 1928 году городской совет обратился к Луначарскому за помощью, поведав о горестях театральной жизни. И нарком просвещения решил дело — дал добро на постройку будущего театра драмы имени М. Горького.

Автор: Окрасинский К. А.
Специально для «Юридической Фирмы Ваш Консультант»

Источники:

1. В. Сидоров «Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону», Т.1. с. 96-98;
2. Н. Н. Синельников «Шестьдесят лет на сцене. Записки», с. 224, 227, 229, 231;
3. Есаулов Г. В., Черницына В. А. «Архитектурная летопись Ростова-на-Дону», с. 83-84;
4. Л. И. Усачёва, «Ростов-на-Дону в прошлом и настоящем», с. 60-61;
5. Л. Ф. Волошинова «Пушкинская улица», с. 73, 76;
6. Статья «Асмоловский театр», с сайта www.life-rostov.ru;
7. Статья «Чехов и Асмоловский театр», с сайта werawolw.narod.ru от 16.10.2003.

<<Назад Далее>>

©2003—2015 «Юридическая фирма «Ваш Консультант»
  О Компании

Наши новости
Пресса о нас
Дипломы и сертификаты
    Услуги

Регистрация
Ликвидация
Реорганизация
    Контакты:

Ростов-на-Дону
Краснодар
Москва
   
Яндекс.Метрика
  На главную